Там, где сантехник не пройдет

Дата публикации: 13 04 2004
Дата обновления: 20 03 2023

Слово «робот» придумал Карел Чапек в 1920 году. Он имел в виду механических людей, которые будут за нас работать. И вот сбылось, хотя на людей нынешние роботы мало похожи. Зато они безропотно берутся не только за неприятную и опасную, но и непосильную для нас работу

НПО «Тарис» занимается специальной робототехникой. Слово «специальной» означает, что этим роботам в отличие от обычных заводских предстоит действовать в трудных условиях - обслуживать нефтяные скважины, работать в зоне повышенной радиации, залезать в канализационные трубы. Больше всего такой техникой интересуются именно коммунальщики. Обратить внимание на роботов их заставила необходимость. Ведь в современном городе небольшая дырка в подземной трубе может обернуться большими неприятностями: скорее всего придется перекрывать движение на магистрали и разворачивать земляные работы. И это если не случится чего-нибудь похуже вроде провалившегося в подземную пещеру грузовика... О том, что именно выльется на городские улицы и чем это грозит, говорить не будем. А что микрорайон на время ремонта останется без воды, которую, конечно, придется отключить, - на этом фоне и вовсе пустяки.

Про луноход слышали все, а вот робот-универсал, который называется «Рокот», мало кому известен. Это, между прочим, наш ответ швейцарцам, которые первыми придумали серию умных машин для работы в канализационных трубах. Сначала туда запускают передвижную телекамеру, чтобы понять, что к чему. За ней поедут роботы-ремонтники: один зачистит поверхность, другой заделает трещину... При этом копать ничего не придется, но зато и стоит такое чудо техники столько, что не каждой стране по карману.

Вот и пришлось энтузиастам из «Тариса» браться за дело самим. Было решено не только поручить все заботы одной машине, но и расширить ее возможности.

Представьте: едет на тележке такой механический сантехник (есть, впрочем, и плавающий вариант) и освещает себе путь в кромешной тьме. Глаз телекамеры обследует поверхность, а оператор тем временем разглядывает картинку на мониторе. Обнаружилась неисправность - аппарат останавливается, и за работу принимается другой модуль, причем тоже на глазах у оператора.

В общем, машина получилась втрое дешевле швейцарской. Нечто вроде лунохода, но только условия работы похуже. Впрочем, луноход по сравнению с «Рокотом» - штука несложная. Во всяком случае, на Луне в 20-сантиметровые трубы залезать не надо.

И вот в 1995 году в Мосводоканале появилась передвижная лаборатория с системой телеинспекции и ремонта коллекторов. Первые же испытания убедили в эффективности новой технологии. А два года назад такой комплекс начал работать и в Мосводостоке. За это время были обследованы десятки километров трубопроводов, причем система обеспечила специалистов точной и своевременной информацией не только во время аварий, но и, что гораздо важнее, многие из них помогла предотвратить.

- Мы не только обследуем сети, но и делаем прогноз: например, в таком-то месте в течение года коллектор выйдет из строя, - говорит Юрий Горнев, заместитель генерального директора «Тариса». - Сначала наши прогнозы не принимали всерьез, но когда они начали сбываться, отношение изменилось.

При этом роботам поручили и еще одну важную задачу: контролировать строителей, которые еще не вполне избавились от старых привычек и потому могут свалить мусор в водосточный колодец, заасфальтировать люк, а то и разворотить между делом водосточную трубу. Теперь в крупных городах приемка сетей идет только с телеинспекцией - это гораздо выгоднее, чем сразу же после приемки браться за ремонт. Ведь почему за рубежом строители себе такого не позволяют? Потому что их хорошо контролируют, уверены в Мосводостоке.

Специалисты «Тариса» готовы помочь не только коммунальщикам. В нынешнем неспокойном веке вырос спрос на полицейских роботов, которым поручают разбираться со всякими опасными предметами. Чаще всего эти умельцы заграничного происхождения. Между тем москвичи выпускают похожие манипуляторы для атомных станций, могли бы сделать и для спецслужб. И что же?

- Мы предложили это ФСБ, но там отказались: нет, мол, денег, - сетует Юрий Вадимович.

А вообще на невнимание к своей продукции здесь не жалуются. В мегаполисе аварии часто обходятся дороже, чем в других городах, и потому эксплуатационники стараются не дожидаться неприятностей. Уже более десятка крупных столичных организаций используют роботов, сделанных в «Тарисе».

Евгений Крушельницкий

МОСКОВСКАЯ СРЕДА № 13 (71), 7 - 13 апреля 2004

предложение сигма 200