Диагностика двадцать первого века

Дата публикации: 29 08 2022
Дата обновления: 06 03 2023

Статья "Диагностика двадцать первого века" в корпоративной газете «Оренбургский газ» №17 от 25 августа 2022 г. 


На газопроводе неочищенного газа УКПГ-2 — Оренбургский ГПЗ (I нитка) прошли работы по внутритрубной диагностике тросовым методом.

Несколько КамАЗов, бульдозер, подъемный кран: скопление тяжелой техники за установкой видно издалека. На дне небольшого шурфа работают специалисты, которые заканчивают рассекать участок газопровода: верхнюю часть поднимут краном, а по получившемуся лотку в полость трубопровода совсем скоро заедет небольшой робот во взрывозащищенном корпусе.

Это первый этап работ по внутритрубной диагностике (ВТД), по итогам которой оренбургские газодобытчики смогут определить, в каком состоянии находится участок газопровода.

— Сегодня впервые в моей практике оцениваем состояние конечного участка газопровода — от УКПГ-2 до камеры приема поршня. Обычно ВТД проводится на участках, расположенных между камерами, — рассказывает начальник участка № 1 ЛЭС-2 Нижнепавловского линейного производственного управления УЭСП Евгений Брытков. — На подготовительном этапе мы установили сферические заглушки и временные герметизирующие устройства, которые не пропускают газовоздушную смесь.

Внутритрубная диагностика с камер робота   С помощью крана из шурфа достают срезанную часть трубы
Антон Кишковский (слева) и Евгений Брытков следят за данными внутритрубной видеодиагностики с камер робота   С помощью крана из шурфа достают
срезанную часть трубы

Теперь пришла очередь робота: он постепенно исчезает в трубе, а за ним тянется геофизический канат-проводник, в сердцевине которого протянута жила. Начальник участка ООО "Научно-производственный центр "Внутритрубная диагностика" Антон Кишковский управляет движением устройства из кабины специально оборудованного КамАЗа.

— На роботе установлены вайфай-антенна и две камеры, изображение с них в режиме реального времени передается вот сюда, на экран, — показывает представитель компании-подрядчика. — Уже год используем его в работе, ни разу не подводил: полноприводный, с возможностью смены колес для использования в трубопроводах различного диаметра. Кстати, разработка отечественная, компании «ТАРИС» из Дубны, и аналогов в мире у него нет. Запас хода — до двух километров, скорость — 16 метров в минуту.

Искробезопасный корпус робота TRF-500
Корпус робота защищен от взрыва и заполнен азотной смесью, чтобы избежать искрообразования
 
Скребок-калибр после его протаскивания по трубопроводу
Скребок-калибр после его протаскивания по трубопроводу

Сегодня разработке российских ученых нужно преодолеть куда меньшее расстояние: через 360 метров он выходит из трубы во втором шурфе, ближе к территории УКПГ-2. Теперь с помощью двух систем лебедок — ВК-3000 и возвратной ЛТ-6Г — в трубу заводят тяговый канат, к которому специалисты крепят скребок: начинается механическая очистка внутренней поверхности газопровода от различных отложений, загрязнений. Затем в дело вступает профилемер. Он предназначен для измерения профиля внутренней поверхности трубы и тестовой оценки проходимости газопровода.

Следующим специалисты запускают магнитный очистной поршень, он намагничивает газовую магистраль и собирает металлические предметы в трубе. И наконец, последний этап диагностики: в трубу отправляется дефектоскоп. Его задача — сформировать окончательную «картинку», обнаружить и зарегистрировать любые возможные дефекты.

— Раз в пять лет мы обязательно проводим внутритрубную диагностику участков трубопровода. «Это помогает следить за состоянием магистрали и своевременно устранять любые возникающие дефекты», — говорит начальник участка № 1 ЛЭС-2 Нижнепавловского линейного производственного управления Евгений Брытков.

Ярослав РОДИН 
Фото автора